Киоск Aclassica

BMW M1 Art Car Энди Уорхола: Когда поп-арт вырвался на гоночный трек

История
1979 год. В мюнхенской мастерской BMW стоит девственно белый M1 Group 4 - 470-сильный гоночный зверь, созданный для 24 часов Ле-Мана. Перед ним - Энди Уорхол, человек, превративший банки супа Campbell's в иконы поп-культуры. Он медленно обходит машину, его пальцы с ярко-красным лаком скользят по капоту. "Я хочу, чтобы он выглядел как скорость", - произносит художник и... начинает рисовать пальцами.
© BMW Group Classic / BMW
Бунт на гоночном треке
История этого арт-кара началась с дерзкой идеи французского арт-дилера Эрве Пулена. В 1975 году он уговорил скептически настроенных инженеров BMW отдать голый металл в руки Александра Колдера. Когда получившийся автомобиль вызвал восторг у публики, в BMW решили: "Почему бы не пойти дальше?" Выбор пал на Уорхола не случайно.
© BMW Group Classic / BMW
К 1979 году 50-летний художник уже:
• Превратил Мэрилин Монро в товар массового потребления
• Снял 8-часовой фильм про спящего человека
• Создал обложку для The Rolling Stones
"Когда мне предложили разрисовать BMW, я подумал - почему бы и нет? Я же рисовал и банки супа, и долларовые купюры", - смеялся позже Уорхол.
28 минут безумия
Утро 11 мая 1979 года. В парижской галерее Daniel Templon собрались:
• Ошеломлённые инженеры BMW
• Любопытные журналисты
• Скептически настроенные критики искусства
© BMW Group Classic / BMW
Уорхол появляется в своём фирменном парике и тёмных очках. Вместо кистей - пальцы и кухонные губки. Под звуки магнитофонной записи группы The Velvet Underground он начинает творить.
"Это было похоже на шаманский ритуал", - вспоминал позже очевидец.
© BMW Group Classic / BMW
За 28 минут (а не 23, как часто ошибочно пишут) боковины M1 покрываются:
• Ярко-жёлтыми мазками
• Кроваво-красными разводами
• Электрически-синими пятнами
Особенность: Уорхол намеренно оставил передние крылья почти нетронутыми.
"Пусть зрители видят, как рождается скорость", - объяснил он.
© BMW Group Classic / BMW
Ле-Ман: Искусство против физики
Когда разукрашенный M1 привезли на тесты в Ле-Ман, команда BMW схватилась за голову:
• Аэродинамика? Забудьте!
• Вес дополнительной краски? Целых 3,5 кг!
"Это же катастрофа для баланса", - стонал главный механик.
© BMW Group Classic / BMW
Но случилось чудо - на прямой машина Уорхола показала 307 км/ч, всего на 8 км/ч меньше стандартного M1. "Краска создавала какой-то свой, странный вихревой эффект", - удивлялись инженеры.
Старт гонки стал триумфом:
• Толпа ревела при виде "движущегося полотна"
• Фотографы лезли под колёса
• Даже конкуренты из Porsche замедлялись, чтобы рассмотреть чудо
© BMW Group Classic / BMW
Увы, через 6 часов двигатель M1 вышел из строя. "Искусство не должно быть вечным", - философски заметил Уорхол, узнав о сходе.
Неизвестные факты:
  1. Первоначально Уорхол хотел покрыть весь автомобиль серебряной краской и наклеить на него... настоящие банки супа Campbell's
  2. В день создания арт-кара художник выпил 7 банок Coca-Cola (это зафиксировано в его дневнике)
  3. BMW пытался выкупить все права на изображение машины, но Уорхол оставил за собой 20% - очень дальновидно
© BMW Group Classic / BMW
Наследие
Сегодня этот M1 - самый ценный экспонат коллекции BMW Art Car. В 2015 году его страховая оценка составила $40 млн.

Но важнее другое - Уорхол доказал, что:
• Автомобиль может быть холстом
• Скорость - это искусство
• Даже серьёзные немцы из BMW иногда должны отпускать контроль
© BMW Group Classic / BMW
Когда в 2023 году этот арт-кар выставили в нью-йоркском музее Уитни, у входа выстроилась очередь длиннее, чем на последнюю выставку Бэнкси. Что доказало: спустя 44 года этот BMW всё ещё обгоняет время.
В статье использованы иллюстрации и фото из открытых источников. Все фото принадлежат их авторам.
Назад в киоск